Отношение Петра Яковлевича Чаадаева к исламу

Отношение Петра Яковлевича Чаадаева к исламу

Давайте рассмотрим отношение Петра Яковлевича Чаадаева к исламу.

П. Я. Чаадаев является русским философом и публицистом. Человек который детально обосновал и сделал главенствующей установкой в системе историософских координат триаду Запад — Россия — Восток [1].

Размышляя об исторической миссии ислама, Чаадаев не ограничивает ее сугубо негативной ролью — сплочением христианских народов перед общей угрозой; как не ограничивает и чисто культурным вкладом — передачей богатого материала и ценных знаний Европе. Ислам есть одно из проявлений религии откровения, он незримым и таинственным образом связан с христианством. Вражда между мусульманами и христианами — явление социально-исторического, а не религиозного порядка[2].

В своем философском сочинении он писал:

«…Обратимся к Магомету. Если подумать о благих последствиях, которые его религия имела для человечества, во-первых, потому, что вместе с другими более могущественными причинами она содействовала искоренению многобожия, затем потому, что она распространила на огромной части земного шара и даже в местностях, казалось бы, недоступных общему умственному движению, понятие о едином Боге и о всемирной вере и тем подготовила бесчисленное множество людей к конечным судьбам человеческого рода,- если подумать обо всем этом, то нельзя не признать, что, несмотря на дань, которую этот великий человек, без сомнения, заплатил своему времени и месту, где он родился, он несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одно из своих измышлений облечь в плоть и кровь и ни в одно человеческое сердце вселить твердое убеждение, которые лишь вносили разделение в человеческое существо, вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы…[3]

Чаадаев ставил ислам на очень высокую ступень духовной культуры как «неосознанное христианство».

 

[1] Лотман Ю. М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова / Ю. М. Лотман. — М.: Наука, 1988. — С. 228.

[2] Смирнов А.В. Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / А.В. Смирнов. — М.: Языки славянских культур. — С. 169.Чаадаев П. Я. Полное собр. соч. и избр. письма в 2 т. / П. Я. Чаадаев. — М.: Наука, 1991. — С. 429.

[3] Чаадаев П. Я. Полное собр. соч. и избр. письма в 2 т. / П.Я. Чаадаев. — М.: Наука, 1991. — С. 429.»

Добавить комментарий